Подробно о «церковном разводе» (развенчании): причины и отношение церкви

Расторжение брака в церкви, или как сама церковь называет это действо «развенчание» (развенчивание), или, как говорят в народе, «церковный развод» – по сути никакого отношения к браку, в гражданско-правовом его значении не имеет. Церковь, к счастью, давно отделена от государства, и не вправе вторгаться в сферу компетенции органов исполнительной власти. Именно поэтому, когда говорят о церковном разводе, речь идет не идет о регистрации факта расставания супругов, которое может быть осуществлено только органами ЗАГСа или судом, а о соблюдении традиций, основанных на верованиях христиан о «богоданности» брачного союза и его нерасторжимости по воле людей. При всей своей консервативности и приверженности архаичным догмам, сложившимся еще в 1054 году, в период Великого раскола на православие и католичество, православная церковь более терпимо относится к расставанию супругов, допуская, не только факт развода, но, даже устанавливая четко определенное количество раз, которое православный может венчаться в церкви – три. Чего нет в католичестве.

Содержание статьи

Razvenchanie

Суть вопроса «церковного развода»

Поскольку православие, в последние годы, обрастает новыми рядами сторонников. Популярность церковного брака, как атрибута приобщенности к церкви и идентификации себя с православными, приобретает поистине повальное увлечение, особенно среди молодежи, не утруждающей себя ни изучением догматов христианства, ни мыслью о высоких духовных ценностях, которые истинно верующие во Христа, вкладывают в понятие брака. Для большинства – это всего лишь красивый обряд, обставленный торжественно и запоминающийся по фотографиям и кадрам видеосъемки на долгие годы.

Но, если сопоставить количество венчанных, после официально зарегистрированного в ЗАГСе брака, с количеством разведенных, получится, что никаких моральных обязательств по хранению верности своему супругу этот обряд не накладывает, а осознания нерушимости брачного союза, так как трактует и к чему призывает церковь, не происходит.

Люди разводятся задолго до того, как ими будет получено разрешение от церкви. Церковь же, не желая вступать в конфликт со светскими властями, лишь «post factum» констатирует этот прискорбный шаг, поскольку в её наставлениях и инструкциях прямо прописано – прошение о развенчании подается лишь при наличии документа подтверждающего расторжении брака (свидетельства о разводе). В результате сам факт выдачи или не выдачи разрешения на свершившийся факт, душеспасительные беседы приходских священников о желательности сохранения брака, по сути своей не имеют никакого значения. Это равносильно попытке лечить умершего. Впрочем, верующие верят в чудеса.

Как мы уже отмечали, процедура развенчания не имеет абсолютно никакого отношения к юриспруденции. Не несет никаких правовых последствий ни для супругов, ни для их детей, ни для режима имущества. Выдача церковного разрешения на вступление во второй или последующие браки – с правовой точки зрения ничтожна.

Поводы для выдачи повторного разрешения

Razvenchanie бракБудучи институтом, всецело основанным на догмах вероучения, церковь не допускает ни малейшего отклонения от единожды выработанной концепции «божественной» правоты. Во втором десятилетии XXI века она по прежнему руководствуется решением Поместного Собора Русской Православной Церкви состоявшегося в 1918 году и называвшегося «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью»,с как теперь бы написали, дополнениями и изменениями, внесенными в него Юбилейным Архиерейским собором состоявшимся в августе 2000 года, и носящим название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
Согласно этим двум церковным актам, установлен исчерпывающий перечень «грехов» и поводов, по которым одному (или обоим – крайне редко) супругу благословение на венчание в церкви выдается во второй или третий раз. В этом перечне сплелись как абсолютно архаичные для современного человека понятия, так и поводы, идущие в ногу со временем и даже опережающие светское законодательство в своей новизне и безаппеляционности. Установлена процедура, где и кому следует подавать прошение о расторжении церковного брака. Так как молодежь, венчанная в церкви, но желающая получить «развенчание», не сильна в старославянском, которым изложены эти поводы, мы попытаемся дать краткий комментарий современным русским языком. (ДокументОбразец прошения).

Поводы к расторжению церковного брака (изложенные церковным языком)

По решению Поместного Собора Русской Православной Церкви от 1918 года:

  • прелюбодеяние одной из сторон;
  • вступление кого-либо из супругов в новый брак;
  • отпадение супруга или супруги от Православия;
  • противоестественные пороки;
  • неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения;
  • заболевание проказой или сифилисом;
  • длительное безвестное отсутствие;
  • осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;
  • посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
  • snohachestvo или сутенерство;
  • извлечение выгод из непотребств супруга;
  • неизлечимая тяжкая душевная болезнь;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим.

Новые, по решению Юбилейного Архиерейского собора от августа 2000 года:

  • заболевание СПИДом;
  • медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания;
  • совершение женой аборта при несогласии мужа.

Краткая характеристика поводов

Прелюбодеяние одной из сторон

Единственный повод к разводу, прямо содержащийся в учении Христа, донесенный до современников в Новом Завете. Современным русским языком – измена супруга (ги). До сих пор является самым весомым основанием для получения разрешения архиерея на повторное венчание. По этому основанию практически не бывает отказов.

Вступление кого-либо из супругов в новый брак

Подразумевает что один из них обзавелся второй семьей или пустился в грех многобрачия (многоженства). С гражданско-правовой точки зрения это явление недопустимое, поскольку влечет за собой признание ничтожным (недействительным) повторное заключение брака без предварительного расторжения существующего.

Отпадение супруга или супруги от Православия

Подразумевает переход к другим верованиям или полное разочарование в церковных догмах и признание себя атеистом. Для такого признания церкви требуется доказательство переходы в другую веру – совершение православным повторного обряда крещения по католическим, лютеранским, протестантским, англиканским и пр. обрядам. Самым страшным грехом является переход в магометанство (мусульманство) или язычество. Так же разрешение на повторное венчание (развод) может быть выдано в отношении супруга, отлученного от православной церкви.

Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения

Неспособность к зачатию (бесплодие) у женщиныК этой категории относятся все женщины, не имеющие возможности самостоятельно зачать или выносить ребенка (экстракорпоральное оплодотворение церковь не признает), либо импотенцию или азооспермию (неспособность к оплодотворению) у мужчин. Эта неспособность должна наступить до брака. Поэтому случаи развода с женами, не сумевшими забеременеть через нескольких лет после прилежного исполнения своих супружеских обязанностей – по идее, не должно являться основанием для мужа требовать расторжения брака. Что касается самокалечания – то это не что иное, как иносказательное описание операции по смене пола одним из супругов. В редких случаях – самокастрация.

Заболевание проказой или сифилисом

Выражает панический страх древних иудеев перед заболевшими лепрой (проказой), а позднее, после того как бравые моряки Колумба привезли сей подарок из дальних странствий к берегам Америки, такой же страх перед сифилисом. В обоих случаях на поздних стадиях болезни отваливался нос. Включение этих заболеваний в перечень поводов к церковному разводу мотивировано тем, что люди не умели лечить эти заболевания. Причем если заболевание сифилисом еще можно оправдать тем, что в большинстве случаев его можно подцепить половым путем, и является доказательством неверности супруга, то с больными проказой все печальнее, поскольку она половым путем не передается, а воротами для проникновения лепрозной палочки служат босые ноги, много ходившие по земле.

Длительное безвестное отсутствие

Современным аналогом в российском законодательстве является признание супруга (ги) умершим. Причем церковь устанавливает различные сроки для этого повода – два года для принимавших участие в войне или плавающих на кораблях по морю, и 5 лет во всех остальных случаях. Остается открытым вопрос: требуется ли для выдачи церковного разрешения на новое венчание, судебное решение признания факта смерти? Об этом ничего не говорится, но скорее всего, его с вас потребуют.

Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния

Самое экзотическая на сегодняшний день основание, почему-то не исключенное из списка. Видимо в надежде, что настанут благословенные времена и определенный круг лиц проживающих преимущественно за рубежом будут, наконец, лишены всех прав неправедно нажитого состояния. Восходит к законодательству Императорской России, в которых по отношению с политическим преступникам и лицам, совершившим тяжкие насильственные преступления против жизни, применялось наказание в виде ссылки в каторжные работы, а в качестве дополнительной меры — лишения из гражданских прав по пользованию, распоряжению или наследованию имуществом, а так же лишение всех политических прав.

В современной практике это применимо к лицам, осужденным на длительные тюремные сроки за совершение тяжких насильственных преступлении, преступлений в сексуальной сфере или против общественной безопасности.

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей

Очень справедливое основание, которое помимо непосредственного преступления против жизни супруга или близких родственников, подразумевает так же и совершение сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних детей.

Snohachestvo или сутенерство

Если с понятием «сводничество» все более или менее понятно, то термин «снохачество» не известен подавляющему большинству современной молодежи. В XVII-XIX веках – широко распространенное в русских деревнях явление – сожительство главы патриархального семейства с младшими женщинами семьи – в большинстве случаев, со снохами (женами своих сыновей). Имело под собой как традиционное, так и чисто практическое основание, связанное с заключением ранних браков, когда 12-13 мальчики женились (по воле родителей) на 15-16 летних девушках. Делалось это отчасти умышленно, с тем, чтобы пользуясь неопытностью молодого супруга, а зачастую просто неспособностью к ведению половой жизни в столь юном возрасте, отец имел возможность использовать сноху в качестве секс-рабыни. Вторым поводом были так называемые «отходы» в современном понимании – работа вахтовым методом. Отцы семейств так же стремились отправить своих недавно женившихся сыновей на заработки в отдаленные местности, с тем, чтобы в их отсутствие пользоваться их молодыми женами. Хотя это явление к началу ХХ века уже не было столь распространено в русской деревне, видимо случаи их проявления еще в 1918 году были достаточно часты, особенно среди казачества, что и послужило причиной включения их в перечень оснований для признания. В современном понимании снохачество – одна из форм инцеста, правда, не прямого. Сводничество – русский синоним французского сутенерства – организации посреднических услуг для занятия проституцией с использование доходов, полученных проституткой, в целях личного обогащения.

Извлечение выгод из непотребств супруга

Проституция - одна из причин развенчанияВключение практически дублирующего предыдущее основания – видимо стремление еще раз акцентировать внимание на существовавшей в начале ХХ века проблеме – широко распространенного в люмпен-среде и среди крестьянства, занятием женщинами проституцией в целях материального обеспечения семьи. При этом мужу вовсе не обязательно было выступать в роли сутенера, достаточно было того, что он знал о том, чем занимается его супруга, и не препятствовал этому. Правда остается непонятным, кто при этом мог претендовать на получение церковного развода – муж или жена. Он, по законам церкви, был повинен в извлечении выгод из «непотребства» жены, а она – ежедневно совершала грех прелюбодеяния. Получается, что оба грешны, но правы, и имели право на повторное венчание.

Неизлечимая тяжкая душевная болезнь

Это основание лишено всяких гуманистических начал. Оно подразумевало, в отличие от современной трактовки оснований для развода, возможность бросить супруга, заболевшего психическим заболеванием, без последующих угрызений совести.

Злонамеренное оставление одного супруга другим

Довольно ясное и понятное основание. Бросил супругу, с ребенком, алиментов не платит, и растаял в неизвестном направлении.

Новые основания

А вот новые основания, установленные Юбилейным Архиерейским собором августа 2000 года, для выдачи разрешения на повторное венчание вообще за гранью какого-либо гуманизма по отношению к близкому человеку.

Заболевание СПИДом

Видимо выделение этого заболевания в категорию причин, достаточных для выдачи разрешения восходит, по аналогии непознанности и невозможности излечения, к несчастным сифилису и проказе.
Возможно, его включение в список оснований тесно связано с гомофобией элиты православной церкви, принявшими в своё время обет безбрачия и единственным способом заражения СПИДом почитающие только гомосексуальные связи, и игнорирующих статистику, по которой в большинстве случаев заражение происходит без участия полового фактора – в медицинских учреждениях или среди практикующих внутривенные инъекции наркоманов.

Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания

Послушание и покорность ниспосланных «свыше» бедам – одна из заповедей христианства. В данном основании говорится о том, что алкоголики и наркоманы, чтобы не мучиться с ними понапрасну, просто вычеркиваются из жизни второго супруга. Может быть оно и справедливо, но светское законодательство, дальше ограничения дееспособности данной категории лиц не пошло, оставляя им все же шанс на излечение и налаживание нормальных семейных отношений. Церковь – более категорична.

Совершение женой аборта при несогласии мужа

Ну а это основание – вечное напоминание того, что все верующие – рабы. Иначе их не называет ни одно церковное писание. А женщина – вдвойне раба, и по отношению к церкви, и по отношению к мужу. По мнению церкви, женщина не может распоряжаться ни собственной жизнью и здоровьем, ни строить карьеру или планировать рождение детей без соизволения и согласия супруга. Вот вам и вся эмансипация и равенство полов по православному. Мнение церкви по этому вопросу незыблемо.

Решение вопроса о признании факта развода

Православная Церковь нигде прямо не упоминает термина «развод». Выдавая разрешение на повторное венчание она, тем самым, нисходит к слабостям, свойственным человеческой натуре. С одной стороны понимая, что не в силах изменить существующую ситуацию, с другой – все же предпринимает усилия к сохранению брака. В этом её значение как суррогата системы социальной защиты и психологической помощи населению, которой должно, но не занимается государство. При общем довольно высоком образовательном уровне россиян, обращение за квалифицированной психологической помощью среди населения абсолютно не развито.

Самого развода в ритуалах церкви нет. Он происходит как бы автоматически, зачастую спустя уже довольно значительный промежуток времени после того, как брачные отношения прекратились, а бывшие супруги обзавелись новыми семьями. Констатация факта прекращения брачного союза со стороны церкви – выдача разрешения на новое венчание. Прошение (заявление на расторжение) церковного брака подаются на имя архиерея той епархии, в которой вы проживаете. В поданном прошении следует подробно изложить причины развенчания. Чем подробнее, тем больше шансов. Как проходит развенчание -вопрос волнующий многих. Специального обряда нет.
Повторное венчание уже бывших венчанными супругов происходит менее торжественного, без возложения венцом, «вторым чином». Вместе с этим, одновременно, происходит и «развенчание» с прежним супругом. Если же вы повторно в своей жизни не вступили в брак, то так и останетесь на всю жизнь венчанным (ой) с разрешением на брак на руках.

Нигде не содержится указаний на стоимость. Получается, что этот обряд или выдача такого разрешения бесплатны. Более того, церковью строго порицаются те из священнослужителей, которые вывешивают прейскуранты на обрядовые услуги. Однако, комментаторы процедуры церковного развода не преминуть упомянуть, что все зависит от сознательности и глубины веры желающего получить такое разрешение. А от этого, напрямую, зависит и размер пожертвований, которые необходимо внести на поддержание храма и прочие церковные нужды. По информации, вращающейся в интернете, стоимость услуг может колебаться от 10 000 рублей – при получении такого разрешения в Москве, до 2 000 в провинциальных епархиях.

Как относиться церковь к разводу известно. Она всегда заявляла о неприятии разводов. Это обуславливалось жизненным укладом, основанным на «Домострое», рабским зависимым положением женщин в семье, полной отстраненностью их от участия в общественной жизни. Доминирование мужчины в семье не могло быть обеспечено без подавления права женщины на расторжение брака по её желанию. Отсюда эти «основания», кажущиеся современному человеку архаичными и совершенно не применимыми к современному ритму и условиям жизни общества. Но существует довольно значительная категория наших соотечественников, либо истинно верующих, либо поддавшихся веяниям моды, и заключивших церковный брак «на небесах». По прошествии времени разочаровавшихся в радостях семейной жизни или в своем избраннике, и пожелавшие освободится от этих уз.

Вы получили информацию о том, как развестись в православной церкви. С прискорбием приходится констатировать, что обращение за помощью к адвокату по семейным делам в данном случае – бессмысленно. Относясь к сфере иррационального, религия не подвержена воздействию правовыми методами, только если сама не нарушает закона. Однако, если у вас есть юридические вопросы — пишите!

 

Читайте также:

NEXT

Автор:

Количество статей, опубликованных автором: 90. Дополнительная информация об авторе появится вскоре.

Добавить комментарий

banner